Философия Гороскопы Отношения Недвижимость Путешествия Косметика Праздники Автомобили Школьники Детское здоровье Вышивка Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье

 Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент Pala d`Oro. XII в. (собор Сан-Марко в Венеции)

I. В

1034 г., близком к несохранившемуся первоначальному студийскому Синаксарю и употреблявшемуся на Руси до кон. XIV в., на праздничной вечерне В. Г. в И. на

указано петь 3 стихиры праздника 6-го гласа на 9 (по трижды; 1-я стихира:

 ), на

  - снова 1-я стихира (

 ); паремии праздника; на вечерней стиховне 3 стихиры праздника 4-го гласа, на

  - стихира 6-го гласа

 ; отпустительный тропарь в конце вечерни -

 . На утрене на

предписано петь тропарь

 [

 ] трижды; по каждой из 2 кафизм указаны ипакои или седален и праздничное слово прп. Андрея Критского; зачало утреннего Евангелия в Типиконе не обозначено, но в древнерус. богослужебных рукописных Евангелиях студийской эпохи указано чтение Мф 21. 1-11, 15-17; после Евангелия сразу следуют Пс 50 и праздничный канон прп. Космы, на 10 с ирмосами, с

по каждой песни (составитель Типикона упоминает о др. каноне В. Г. в И., прп. Андрея Критского, к-рый уже к XI в. на практике исполнялся редко и впосл. не вошел в стандартный состав Триоди:

 [

 ]

 [

 ]); по 3-й песни канона указаны ипакои праздника и чтение из бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна; по 6-й - кондак праздника (

 ); по 9-й - светилен праздника:

 ; на хвалитех 3 стихиры праздника 8-го гласа на 6 (по дважды),

  - стихира того же гласа

 ; на утренней стиховне 3 стихиры праздника 6-го гласа,

  - стихира того же гласа

 ; отпустительный тропарь в конце утрени -

 [

 ]. После отпуста утрени, во 2-й час дня, Типикон указывает совершение шествия вокруг мон-ря с несением крестов и пением тропаря:

 [

Что сказать на всё это вот нам, собравшимся в храме Божьем. Наша жизнь теперь настолько обнажена, что всё отчетливо видно и всё понятно, но вот что понимаем мы? Давайте немного подумаем, ведь не ограничиваться нам только одной службой, служба тогда является службой, когда наша жизнь соответствует этой службе… Держимся мы за земные блага и величие — тогда наша служба — исполнение формы, а за ней всякие преступные дела, и мы становимся на сторону врагов Божиих. Или нам ничто не нужно земное, и всё, что делаем, — это для неба, тогда наша служба — фимиам, возносящий нас на небо… Мы живём на земле, а всё наше на небе…

О чём говорит нам Вход Господень в Иерусалим? Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. Осёл для нас — это карикатура. Это если посмотреть со вне, а если изнутри, то что стоит за машиной, какие мелкие эгоистические чувства, пустая гордость, а если и ещё глубже посмотреть, то вот развивается бешеная скорость — и вдруг один неудачный поворот, и всё летит, разбивается вдребезги, ничего не остается, земная слава — куча обломков от машины… И смешно, и печально, и горько, и больно, и обидно. Отключимся же от всего и со всей серьезностью посмотрим на Вход Господень в Иерусалим.

В миниатюрах лицевых Псалтирей сюжет Входа Господня в Иерусалим встречается чаще в краткой редакции как иллюстрация Пс. 8:3. В Псалтири Барберини (XI в., Ватиканская библиотека) Христос изображен без апостолов; перед Ним на фоне города народ; на переднем плане – дети, т.к. это изображение относится к тексту: из уст младенец и сущих совершил еси хвалу.

В Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ, собрание ОЛДП) Христос изображен на коне; Его сопровождают апостолы; мальчик расстилает перед Ним одежду; на заднем плане – крепостная стена с башнями и узкой аркой ворот. По своей лаконичности миниатюра напоминает ранние памятники, как, например, Евангелие 600 г. из Кембриджа. В Ипатьевской Псалтири 1591 г. сцена дополнена изображением идолов, падающих с городских ворот; очевидно, миниатюрист находился под впечатлением композиции бегства в Египет [10].

Подробно разбиравший иконографию Входа в Иерусалим Н.В.Покровский [10] видел в изображении детей в древних византийско-русских памятниках некоторое несоответствие текстам Евангелия: евангелист Матфей упоминает о восклицаниях детей в храме: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали (Мф. 21:15). О детях, ломающих ветви с деревьев и постилающих их на дороге, говорится в апокрифе – т. н. «Евангелии Никодима». Вероятно, под влиянием этого источника и стали изображать детей с вайями. Рассказ этот попал в некоторые четьи сборники, в частности, в «Златую чепь».

В богослужебных текстах Входа Господня в Иерусалим неоднократно упоминаются дети, встречающие Господа с вайями: «Имеяй престол небо и подножие землю, Бога Отца Слово и Сын соприсносущный на жребяти бессловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держащее, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев»; «…Се Царь твой грядет кроток и спасаяй, и вседый на жребя осле, сына подъяремнича; празднуй, яже детей, ветви руками держащи похвали: осанна в вышних» (стихиры на Господи воззвах); «Входящу Ти, Господи, во святый град, на жребяти седя, потщался еси приити на страсть, да совершиши закон и пророки. Дети же еврейския воскресения победу предвозвещающее, сретаху Тя с ветвьми и ваием» (стихира на литии).

Ледяная рыба жареная

Рыба в вине

Рыбный кускус

Стихи

Вербная неделя

Вербная неделя –

Светел лик апреля,

Обращенный с голубых небес.

Вербная неделя –

Птицы прилетели,

И разбуженный вздыхает лес.

Вербная неделя –

Вербы зашумели,

Распушились в строгих днях поста.

Вербная неделя –

Их сорвать успели,

Чтобы встретить радостно Христа.


ПРОПОВЕДЬ

Проповедь митрополита Филарета
(Вознесенского +1985)

Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский
вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его "стольный град царский", Его
столицу, во св. град Иерусалим.

Земное время, так неумолимо отсчитывающее секунды и часы нашей жизни, будто приостанавливается, растворяясь в своём источнике — божественной вечности. Она откроется человеку в конце его постнического подвига в Светлом Христовом Воскресении…


Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних.
Стихира на "Господи, воззвах" праздника Входа Господня в Иерусалим

Поюще Твое на вольную страсть во Иерусалим пришествие и неизреченное снисхождение Твое, Христе, покланяемся предначатию Креста Твоего и с дети еврейскими веселящеся, с ваиами и ветвьми сретаем Тя, и составльше праздник, прославляем Тя, яко Ты еси воистину Мессия Христос, пришедый и имеяй паки со славою приити судити живых и мертвых, не на жребяти осли седяй, но яко Царь царем и Господь господствующим, Емуже имя — Слово Божие, имеяй вслед Себе не отроки, «осанна» поющия, но вся Воинства Небесная, вопиющия гласом громов крепких: Аллилуиа, спасение, честь и слава и сила Господу нашему, яко воцарися Господь Вседержитель. Сие великое шествие Твое в Сион Горний, нисходящь с небесе от Бога, верою чающе, прославляем в земный Сион на всемирное заклание вхождение Твое, поюще Тебе сице:

Благословен еси, Сыне Отечь, славою венчавый человека, тернием венчатися грядый, да терноносное естество наше плодоносно сотвориши; благословен еси, Агнче Божий, вземляй грехи мира, да Кровию Своею нас, падших, паче снега убелиши.

Благословен еси, Женише душ и сердец наших, от чертога Твоего исходяй, да никтоже укрыется от теплоты Твоея; благословен еси, Пастырю Добрый, входяй ныне в Твой овчий двор, да никтоже исхитит нас от руки Твоея.

Благословен еси, Учителю наш, Сиона ради не умолчавый до крестныя Пасхи Твоея, да други Своя до конца словом и любовию на Вечери утешиши; благословен еси, Спасителю наш, в червлены ризы напоследок облещися восхотевый, да нас, яко невесту ризою спасения и одеждею веселия украсиши.

Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!

Кондак 13

О Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвьми приносимое Тебе моление наше, да в пречестныя дни сия последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца, и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде, на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим навеки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Архангелов и Ангелов лики...» и 1-й кондак: «Избранный Царю...»

Молитва

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крилу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый, и во Святый град Иерусалим прежде шести дний бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящии во тьме и сени смертней, приемше ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова, Тя исповедующе, такожде и нас ныне, в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих, соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети «осанна» Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмех и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей, и во всю Седмицу страсти Твоея, и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлыя дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество, вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Святитель Николай Чудотворец (Николай Угодник)

_______________________________________________

),  Июль 29,  Декабрь 6Перенесение мощей:  Май 9 (Дни памяти

 

Акафист и молитвы к Святому Николаю Чудотворцу смотрите в конце страницы.

Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий Святитель Николай Угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым дар слова.
Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником.
И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.
  Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.


День святого мученика трифона     Святой Трифон родился в стране Фригийской, в селении Кампсад, близ города Апамеи. Еще с юных лет почила на нем благодать Божие и Господь даровал ему силу чудотворение, дабы не только из уст сего младенца, но и из чудесных его дел совершить Себе хвалу. В Великих Минеях Четьих много повествуется


verbnoe razd

Вербное воскресение для православных христиан - один из самых почитаемых праздников. В 2015 году Вербное воскресенье отмечают 5 апреля.  В этот день принято размышлять о духовном, посещать храм, совершать добрые поступки и, конечно же, поздравлять друг друга. Но бывает так, что родных и близких людей нет возможности поздравить лично. Однако в век новых технологий это не так сложно, ведь можно отправить письмо с помощью интернета. А чтобы добавить вашим словам максимум тепла и искренности, редакция нашего сайта подобрала самые интересные поздравления, поэтому и на расстоянии вы у вас есть возможность радовать ваших близких и друзей.


Комментарии к статье Вход господень в иерусалим:
loading...
Загрузка...


2015-2016